Определение части речи в тексте
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
(1) Рогульник плавающий (водяной орех) — редкий, реликтовый европейский вид семейства рогульниковых, находящийся в Европе под угрозой исчезновения. (2) Он включён в Красную книгу Республики Беларусь.
(3) Рогульник — однолетнее водное травянистое растение, иногда свободно плавающее, но обычно прикреплённое ко дну. (4) Для водяного ореха, как и для других водяных растений, характерна разнолистность. (5) Прежде всего на его стебле появляются нитевидные, рано опадающие листья. (6) Затем на водной поверхности рогульник развивает одну или несколько розеток ромбических, зазубренных листьев, несколько напоминающих по форме листья берёзы. (7) Эти листья расположены мозаично благодаря разной длине черешков.
(8) В верхней части черешков имеются так называемые «плавательные пузыри» — вздутия, заполненные воздухоносной тканью. (9) В пазухах листьев появляются одиночные цветки с белыми или розоватыми прозрачными лепестками. (10) Верхние доли чашечки цветка постепенно отвердевают и превращаются в легко отламывающиеся шипы. (11) Костянковидные плоды — «орехи» — имеют роговидные выступы. (12) У водяного ореха плоды съедобны. (13) Они также являются ценным лекарственным сырьём.
(14) Рогульник предпочитает пойменные озёра, куда в половодье поступает свежая вода, а также заводи рек глубиной
50—200 см, с илистым грунтом и обогащённой железом водой. (15) В Беларуси этот вид встречается в озёрах бассейнов рек Припяти, Березины, Днепра, Сожа, в Городокском районе Витебской области, Житковичском районе Минской области.
Найдите в 14-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
( 1) Сегодня мы поговорим с тобою о русском народном искусстве, точнее, только об одном его художественном явлении — искусстве «золотой Хохломы».
(2) Хохлома — это удивительная яркость цвета и праздничность. (3) Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние затейливых узоров вызывает ощущение жаркого пламени, огня. (4) И недаром! (5) Созидательный огонь превратил деревянные поверхности посуды в золотые. (6) Они блестят золотистым металлическим блеском. (7) Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках её неповторимую красоту, но и создавали простые предметы обихода. (8) Мастера этого народного промысла украшали их яркой нарядной росписью, в которой ожили любимые природные мотивы.
(9) Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, черничку, малинку, ежевичку, рябинку и чёрную и красную смородинку.
(10) Самый любимый орнамент художников — «травка». (11) Как правило, это удлинённые, слегка изогнутые тонкие былинки. (12) А если «травки» превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти узоры называют «кудремами».
(13) Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. (14) Прекрасную традицию хохломские художники сохраняют и сегодня, украшая обычные предметы нарядной росписью. ( 15) И с этими вещами в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Найдите в 14-м предложении относительное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
1) Я считаю, что каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2) Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.
(3) Существуют различные способы интеллектуального развития. ( 4) Основной (но, разумеется, не единственный), на мой взгляд, — это чтение.
(5) Я точно знаю, каким не должно быть чтение. (6) Чтение не должно быть случайным. (7) Почему? (8) Потому что это огромный расход времени, а время между тем величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (9) Чтение, безусловно, должно быть избирательным, продуманным, глубоким. (10) В чём должен проявляться его избирательный характер? (11) По моему мнению, в целенаправленном отборе книг.
(12) В идеале хорошо было бы составить своеобразную программу чтения. ( 13) Разумеется, не обязательно следовать ей жёстко. ( 14) Да, отступления от неё возможны там, где появляются дополнительные для читающего интересы. (15) Отклонились от первоначального плана — составьте для себя новую программу, учитывающую появившиеся иные интересы.
(16) Чтение не должно быть простой самоцелью. ( 17) Для того чтобы быть эффективным, оно должно в первую очередь интересовать читающего. (18) Так что развивайте в себе интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры. (19) Такой интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
Найдите в 15-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
(1) Есть на карте России, недалеко от Нижнего Новгорода, село Хохлома, известное теперь всему миру своими неповторимыми изделиями.
(2) Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. (3) По одной из легенд, принёс на Нижегородскую землю искусство золотой росписи старообрядец-иконописец. (4) Селились вокруг избы мастера люди, перенимали его искусство. (5) Быстро разлетелась слава об умельце, дошла и до царского дворца. ( 6) Послал царь стрельцов за мастером, да воля тому была дороже жизни. (7) Передал он свои секреты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сгорел ли иконописец вместе с домом или ушёл дальше за волей, неизвестно. (9) Но остались его краски — цвет жаркого костра и чернь пепелища, осталось мастерство горячего сердца, золотых рук да свободной души. (1О) А огненная жар-птица стала символом хохломской росписи.
( 11) Конечно, это легенда, но действительно уходили в леса старообрядцы, знавшие секреты золочения икон без золота. (12) Деревянные иконы покрывали тонким слоем растёртого в порошок серебра, пропитывали олифой и ставили в русскую печь. (13) После закалки огнём икона обретала новый золотистый цвет. (14) А позже эти приёмы стали использовать для изготовления расписной деревянной посуды.
(15) Сегодня для народного хохломского промысла нет границ! (16) Хохломская роспись вышла из традиционных рамок —трёхцветные узоры можно увидеть на бусах, серёжках, ёлочных игрушках, рисовальных наборах, даже на валенках и варежках.
Найдите в 12-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
(1) Нравственный климат в государстве определяется степенью культуры общества. (2) А культура - это прежде всего результат знаний, упорядоченных и сочетающихся с осознанием их недостаточности.
(3) В самом деле, чем больше человек знает, тем яснее он понимает недостаток своих знаний. ( 4) Отсюда особая осторожность и тактичность подлинно знающих людей и — рядом с ними — чрезвычайная самоуверенность полузнаек.
(5) Полузнайка думает, что знает всё, и прежде всего рецепты благополучия человечества. (6) И он всегда находит быстрый выход из временных затруднений. (7) Полузнайке кажется, что учёный или просто культурный человек — плохой проводник его самоуверенных идей и, более того, ещё и живой укор его невежеству. (8) Некультурность видна во всём облике полузнайки, в его поведении . (9) Он агрессивен в своём мировоззрении, в отношении к природе, к истории, к классическим и недавно появившимся течениям в искусстве. (10) Одним словом, полузнайка ведёт себя так, как будто бы он находится в полузнакомом ему лесу в сумерках: стволы деревьев он принимает за разбойников, стремящихся на него напасть, он не видит дороги и с радостью бросается на всё, что покажется ему дорогой или тропинкой.
(11) Таким образом, полузнайство воспитывает очень опасные черты характера, поведения, отношения к окружающему миру. (12) Полузнайство — это опаснейшая социальная болезнь.
Найдите в 9-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Пройти тестирование по этим заданиям